У Вас отключён JavaScript...
Китайская народная медицина

Использование китайского чая в лечебных целях.

Лечебные и оздоровительные рецепты с китайским чаем по старинным рукописям.

Иглоукалывание Чжень-цзю
Точечный массаж
Диагностика пульса
Диагностика дыхания
Принципы лечения
Профилактика заболеваний
Диагностика по глазам
Лечение жень-шенем
Лечение китайским чаем
Скачать книги
Начало

Возможно этот товар будет вам интересен (не является рекламой).

черника сушёная лесная
Черника сушёная с дставкой на дом
иглы акупунктурные
Иглы акупунктурные с доставкой на дом
жень-шень корень
Корень жень-шеня с доставкой на дом
лимонник китайский плоды
Лимонник китайский плоды с доставкой на дом
китайский чай пуэр
Китайский лечебный чай с доставкой на дом
полынные сигары
Полынные сигары для прогрева точек с доставкой на дом
массажёр для точек
Аппарат для точечного массажа с доставкой на дом

Культура китайского чая

Культура и производство чая имеют многовековую историю. Человечество давно знакомо с потреблением этого бодрящего напитка. В письменных источниках Китая он упоминается за 2700 лет до Р. X. Китайцы первыми открыли тайну чайного листа, и обычай пить чай в Китае является самым древним. Об открытии удивительных свойств чая существует множество легенд, некоторые из которых дошли до наших дней.
В одной из них рассказывается, что в глубокой древности пастухи заметили одну странную особенность в поведении овец и коз своего стада после того, когда они поедят листья какого-то вечнозеленого деревца, - животные становились резвыми, бойкими и легко взбирались на гору. Пастухи, удивленные подобным явлением, решили попробовать действие этих листьев на себе. Они собрали и приготовили их так, как обычно поступали с лекарственными травами - высушили и заварили в кипятке. Получился на редкость ароматный, вкусный и бодрящий настой. Так, гласит легенда, была открыта «божественная трава», названная впоследствии чаем.
Существует и другая гипотеза. Она принадлежит традиции буддистов Китая, которые создали легенду о божественном происхождении чая и его высоком назначении. Буддийские монахи утверждают, что утонченная эстетика и ритуал гунфу ча берет свое начало со времен первого патриарха Чань Бодхидхармы (Та Мо). Очень, очень давно, повествуют монахи, на Желтой Земле жил старый монах Бодхидхарма. Как-то, находясь в состоянии медитации, он увидел Будду и так возликовал, что дал обет день и ночь проводить в молитве, не смыкая глаз. Однажды, медитируя много часов подряд, Бодхидхарма почувствовал, что глаза его закрываются и против воли его клонит ко сну. Он долго противился этому, но, наконец, побежденный усталостью, крепко заснул. Проснувшись, Бодхидхарма так рассердился на себя, что вырвал свои веки и бросил их на землю. На этом месте вырос необычный куст с красивыми зелеными листьями. Позднее ученики Бодхидхармы стали заваривать эти листья горячей водой, настой которых давал чудесный напиток, отгоняющий сон, снимающий усталость и вселяющий бодрость.Буддисты пили много чая, чтобы продлить часы благочестивых размышлений и не поддаться лени. В древнейших китайских манускриптах можно прочесть: «Чай усиливает дух, смягчает сердце, удаляет усталость, пробуждает мысль и не позволяет поселиться лени, облегчает и освежает тело и проясняет восприимчивость...Сладкий покой, который ты обретешь от употребления этого напитка, можно ощущать, но описать его невозможно... Пей медленно этот чудесный напиток, и ты почувствуешь себя в силах бороться с теми заботами, которые обыкновенно удручают нашу жизнь.»
Еще одна легенда гласит, что чай был открыт китайским императором Шэнь Нуном (2737-2697 гг. до Р. X.). Он был знатоком природы, любил путешествовать, изучая в своих многочисленных походах свойства различных растений. Однажды, проезжая вдоль рощи каких-то вечнозеленых деревьев, он решил отдохнуть в тени одного из них. Был разведен костер, на огне которого постепенно закипала вода, приготовленная для императора. Неожиданно подул ветер, зашелестели листья на деревьях, и дыхание леса принесло в котел с кипятком несколько зеленых листочков, сорванных с деревьев этой рощи. Император привык пить только кипяченую чистую воду, однако на этот раз решил попробовать напиток с настоем из попавших в котел листьев. Утолив жажду, он с удивлением отметил значительный прилив бодрости и отправился в дальнейший путь гораздо раньше намеченного времени. Изучив в дальнейшем необычные свойства чайного листа, император Шэнь Нун положил начало культуре разведения и потребления чая.

Химический состав чайного листа

Качество сырья и полученной из него продукции во многом зависит от химического состава зеленого чайного листа. Во всем мире учеными ведутся большие работы по изучению зеленого чайного листа и тех превращений, которые протекают в нем при технологической переработке, проводятся систематические биохимические исследования, касающиеся сырья и технологии производства чая. Биохимики отмечают, что созревший чайный лист содержит более 130 различных веществ и соединений, определяющих главные достоинства чая - вкус, аромат и цвет. Изучение химического состава зеленого листа и готового чая проводится потому, что при переработке чайного листа происходят значительные количественные и глубокие качественные изменения. Знание превращений, которые претерпевают вещества во время роста и развития зеленого листа, а также при его переработке, совершенно необходимо не только для улучшения качества сырья и направленного ведения технологических процессов при производстве чая, но также для правильного потребления готовой продукции (в том числе в лечебных целях). Чайный лист состоит из воды и сухого вещества. В зеленых листьях чая, то есть в сырье, 73-81% составляет вода и лишь 19-27% - сухие вещества. В готовом чае, наоборот, на долю воды приходится 3-7%, а сухих веществ - 93-97%.
Состав сухого вещества чая. Наиболее важными составными частями сухого вещества чайного листа являются фенольные соединения, алкалоиды, эфирные масла, белки, углеводы, пектиновые вещества, пигменты, витамины, ферменты и минеральные вещества. Сухие вещества делятся на две группы: растворимые и нерастворимые в воде Водорастворимую фракцию сухого вещества в технологии чая называют экстрактивными веществами, или экстрактом. Нерастворимая фракция - это балластные вещества, остающиеся в разваренном листе в виде остатка после заваривания. В технологии чая эту часть называют разваркой.
химмический состав чая От количественного соотношения этих веществ в сырье зависит качество готовой продукции. Важно отметить, что при переработке зеленого чайного листа изменяется, главным образом, содержание экстрактивных (растворимых) веществ. Высококачественное сырье и готовая продукция содержат больше экстрактивных веществ, чем низкокачественная. Их содержание зависит от сорта растения, возраста листа, времени сбора, агротехнических мероприятий, технологии переработки и других факторов. Так, сырье, полученное с кустов сортов индийского чая, содержит больше экстрактивных веществ (до 50%), чем с китайского (45%) или японского (43%). Почка и первый лист содержат этих веществ больше, чем второй и последующие листья, то есть с увеличением возраста чайного листа количество экстрактивных веществ уменьшается. Содержание экстрактивных веществ меняется также по периодам сезона: в начале и конце сезона оно минимальное, в середине, наоборот, - максимальное. Чайный танин не представляет собой однородное вещество, а является смесью генетически близких веществ. Истинных дубильных веществ (танина) в чайных флешах почти нет, так как чайный лист содержит фенольные соединения, состоящие, в основном, из простых катехинов (и их производных), имеющих низкомолекулярную массу. Однако во время технологической переработки сырья фенольные соединения зеленого листа претерпевают значительные изменения, их молекулярная масса увеличивается, и они приобретают свойства дубильных веществ. Долгое время ученым не удавалось выяснить состав чайного танина. Лишь разработав методы разделения дубильных веществ на фракции ученым удалось установить их две основные разновидности - катехиновую и танинную, которые отличаются между собой физическими, химическими и вкусовыми свойствами. Образование дубильных веществ происходит, в основном, путем превращения Сахаров в полифенолы через промежуточное образование инозита. В дальнейшем путем реакции присоединения и конденсации полифенолы и их производные образуют дубильные вещества. При старении листа, а также при его переработке катехиновая фракция (содержание которой в нежных листьях чая доходит до 70% от общего содержания дубильных веществ) постепенно переходит в танинную, а затем в связанный танин. Это происходит за счет окисления и уплотнения катехинов и их галловых эфиров, о чем можно судить по увеличению молекулярной массы дубильных веществ готового черного чая. Цвет настоя, терпкость, аромат и другие свойства чая зависят от дубильных веществ и их соединений с другими веществами или от продуктов их изменения в процессе переработки. Горечь чайного настоя, в основном, связана с катехиновой фракцией дубильных веществ, в то время как терпкость, полнота вкуса, хорошая цветность и другие свойства - с танинной. Для зеленого чайного листа характерно изменение содержания фенольных соединений в течение всего сезона сбора. Так, в начале (май-июнь) и в конце (сентябрь) сезона их содержание относительно низкое, а в середине (июль-август) достигает максимума. Солнце и более высокая температура воздуха увеличивают количество фенольных соединений в чайном листе. На их содержание также влияют высота расположения плантации над уровнем моря и экспозиция склона. На северных склонах и более низко расположенных плантациях количество фенольных соединений ниже, чем в высокогорье и на южной, солнечной стороне.

Правила приготовления лечебных чайных сборов

Издавна на Востоке, а теперь и на Западе чай славится как целебное средство, но в Европе склонность медицины к химиотерапии и патентованным средствам сдерживает применение чаетерапии. В прошлом люди были гораздо ближе к природе, отличались большой наблюдательностью. Именно это помогало им подмечать и использовать на практике целебные свойства растений, которые применялись для приготовления различных настоев лекарственных чаев. Существует немало растений, листья, цветы, плоды или корни которых обладают целым набором биологически активных веществ, а также приятным ароматом и колером. На Руси для приготовления целебного чая издавна использовались различные травы, ягоды, фрукты: кипрей (иван-чай), липа, мелисса, мята, черника, боярышник, клюква, брусника, земляника, малина, вишня, яблоня, шиповник, чабрец, рябина, черная смородина, слива, зверобой, душица, лимонник и другие. Об этом слышали многие, но большинство заваривают просто высушенные листья. Между тем для приготовления лечебного чая - чайного бальзама - нужно иметь компоненты, которые прошли специальную обработку и приготовлены из сырья правильного времени сбора.
Для получения хорошего лечебного чайного напитка требуется выполнение ряда правил, которые относятся к качеству воды, ее температуре, дозировке сухого сырья, типу используемой посуды, процедуре приготовления. Лучшей для заваривания считается мягкая вода, ее температура зависит от типа чая: для сильно- и среднеферментированных (черный и красный чай) используется вода, температура которой близка к точке кипения, для слабо- и неферментированных сортов (желтый, зеленый, белый чай) необходимо, чтобы температура воды не превышала 85-90 °С. Дозировка сухого чайного сбора зависит от способа приготовления напитка, количества напитка, необходимого для применения, и от поставленных лечебных или профилактических целей.Лучшие сосуды для заваривания - керамические чайники красной глины, величина которых должна быть пропорциональна размеру чашек. Но чайниками пользовались не всегда. Так чай, который производили в средневековом Китае, в зависимости от его качества мог иметь вид порошка, листовой россыпи, спрессованных лепешек. В традиционной китайской медицине применяют два способа приготовления лечебных чаев - жесткий и мягкий. Жестким способом приготовления целебного чая следует считать отвар лекарственного сбора, мягким - настой.
Приготовление лечебного отвара. Готовят отвары в эмалированной или керамичаской посуде под закрытой крышкой. Используют жесткие части растений (корни, кору, стебли, ветки, шишки, семена), которые готовят отдельно. Сырье предварительно замачивают в холодной воде (дозировка: 2 столовые ложки лечебного сухого сбора на 400 мл воды) и настаивают 30 минут. На большом огне доводят до кипения, затем кипятят на маленьком огне под закрытой крышкой. При инь-синдромах (холода, пустоты, недостатка) применяют метод бу: отвар кипятят в течение 60 минут. При ян-синдромах (жара, полноты, избытка) применяют метод се: отвар кипятят в течение 30 минут. После кипячения отвар настаивают в течение получаса, затем соединяют с заваренным обычным способом зеленым (белым, желтым, черным) чаем, процеживают и принимают.
Приготовление лечебного настоя. Для приготовления настоя используют измельченные мягкие части растения (листья, цветы, лепестки, плоды, кожуру плодов, траву, почки) вместе с байховым чаем. Готовят настои в специальных чашках - гайванях. Они представляют собой пиалы с крышкой объемом 250 мл, которые имеют встроенную емкость, диаметр которой меньше диаметра верхнего края чашки, куда насыпают лекарственный сбор. Можно также использовать заварные керамические или фарфоровые чайники, имеющие встроенные емкости для заварки. В гайвань или чайник засыпают одну столовую ложку лекарственного сбора, заливают 200 мл кипятка. При инь-синдромах (холода, пустоты, недостатка) применяют метод бу: настой готовится в течение 5 минут. При ян-синдромах (жара, полноты, избытка) применяют метод се: настой готовится в течение 3 минут. Пьют лечебный чай в тепло-горячем виде без сахара.
Нельзя:

Дозировка целебных чаев. При проведении лечебно-профилактической терапии китайская медицина пользуется основными правилами - инь-ян, у син, бу-се. Это означает, что при инь-синдромах (холода, недостатка, пустоты) рекомендуется тонизировать организм, используя метод бу, то есть принимать 200 мл настоя или 100 мл отвара согласно биологическим часам; при як-синдромах (жара, избытка, полноты) организм необходимо седатировать, используя метод се, то есть принимать 100 мл настоя или 50 мл отвара согласно биологическим часам. Курс лечения (минимальный) методом бу - 14 дней, методом се - 7 дней.

Временные параметры применения целебных чаев. Лечебнопрофилактические циклы.

Древневосточными учеными в законах у син были раскрыты связь и взаимодействие пяти первоэлементов и внутренних органов человека. Связь внутренних органов с первоэлементами позволяет сделать вывод, что лечебное воздействие на энергетическую сеть человека будет эффективным только с учетом происходящих изменений в организме человека во времени. В древнекитайских трактатах эмпирически выявлена связь года, месяца, дня и часа с первоэлементами и с активностью соответствующих энергетических каналов (органов). Поэтому в целях наибольшей эффективности.воздействия методом чаетерапии рекомендуется следовать циклическому принципу лечения - применять правила дня, недели, месяца. В соответствии с лечебнопрофилактическими циклами можно выбрать месяц, день и час наиболее благоприятного лечебного воздействия с целью устранения синдрома (симптома) заболевания.
Правило дня (биологические часы). Циркуляция ци в двенадцати постоянных каналах происходит за сутки, то есть за 24 часа ци проходит полный круг в организме человека, причем каждый меридиан имеет свое максимальное и минимальное напряжение ци в течение двух определенных часов (см. биологические часы в табл. 9 на стр. 166). Терапевтическое воздействие на энергетические каналы наиболее эффективно во время максимальной активности меридиана (органа).
Правило недели - чжуо. Каждый день недели отвечает за работу определенных органов и систем организма, символизирует необходимые для него состояния. Терапевтическое воздействие на них показано в течение суток, особо эффективно - в часы максимальной активности меридианов.
Понедельник
Символ - «покой». Работа с эндокринной системой. Большой палец - инь-ян. Здесь находятся проекционные точки селезенки, глаз и обоих полушарий головного мозга. Тип чая - желтый; вкусовое ощущение - сладкий. Максимальная активность энергии меридиана селезенки-поджелудоч-ной железы - 9-11 часов утра.
Вторник
Символ - «любовь» (гармония духа, души и тела). Работа с пищеварительной системой. Указательный палец - ян. Здесь находятся проекционные точки толстой и тонкой кишки. Тип чая - белый; вкусовые ощущения - острый, горький. Максимальная активность энергии меридиана толстой кишки - 5-7 часов утра; меридиана тонкой кишки - 13-15 часов дня.
Среда
Символ - «сила, характер». Работа с иммунной системой. Средний палец - инь-ян. Здесь находятся проекционные точки сердца и трех обогревателей, спинного и костного мозга. Тип чая - красный; вкусовое ощущение - горький. Максимальная активность энергии меридиана сердца - 11-13 часов дня; меридиана трех обогревателей - 21-23 часа вечера.
Четверг
Символ - «знание». Работа с дыхательной системой. Безымянный палец - инь. Здесь находятся проекционные точки легких и печени. Тип чая - зеленый; вкусовые ощущения - острый, кислый. Максимальная активность энергии меридиана легких - 3-5 часов утра, меридиана печени - 1-3 часа ночи.
Пятница
Символ - «чистота». Работа с выделительной системой. Мизинец - инъ-ян. Здесь находятся проекционные точки почек и мочевого пузыря. Тип чая - черный; вкусовое ощущение - соленый. Максимальная активность энергии меридиана почек - 17-19 часов вечера; меридиана мочевого пузыря - 15-17 часов дня.
Суббота
Символ - «милосердие». Работа с приобретенной энергией. Левая ладонь. Здесь находятся зоны космической, духовной и питательной энергий (трех данъ-тянь). Тип чая - красный, желтый, зеленый. Рекомендуется работать с меридианом желчного пузыря, сердца и желудка. Максимальная активность энергии меридиана желчного пузыря - 23 часа-1 час ночи; меридиана желудка - 7-9 часов утра; меридиана сердца - 11-13 часов дня Состояние организма - результат работы над ним в течение прошедшей недели.
Воскресенье
Символ - «общение с Богом». Работа со зрелой кармой. Правая ладонь. Здесь находятся зоны наследственной и жизненной энергий (двух даньтянь). Тип чая - белый, черный. Рекомендуется работать с переднесрединным и заднесрединным меридианами, а также с меридианом перикарда. Максимальная активность энергии меридиана перикарда - 19-21 час вечера; с переднесрединным и заднесрединным меридианами можно работать в течение всего времени суток.
Состояние организма - результат работы над ним в течение всей жизни. Правило месяца - йюэ. Помесячный цикл воздействия на меридианы показан для лечения хронических заболеваний, так как продолжительное направленное действие на энергетические каналы позволяет хорошо справиться с затянувшейся болезнью. Соответствие меридианов месяцу желательного воздействия и типу рекомендуемого чая.
соответствие меридианов месяцу лечения и типу чая Перед началом приема наобходимо провести обследование больного и установить правильный диагноз. Во всех сложных случаях необходима консультация врача. , Затем необходимо выбрать тот лекарственный сбор, который наилучшим образом подходит для данного заболевания, учитывает индивидуальные особенности больного и наличие у него сопутствующих болезней.Необходимо внимательно изучить показания к применению для каждого растения, входящего в тот или иной рецепт, а также учесть противопоказания. Сборы с ядовитыми растениями принимать под наблюдением врача! Для беременных женщин подбирается сбор, в состав которого не входят растения, обладающие абортивным свойством и не представляющие опасности для организма матери и плода. Обычно настои употребляют натощак 2 раза в день в часы максимальной активности меридиана в соответствии с диагнозом. При методе бу принимают по 100-200 мл настоя за один прием, при методе се - по 50-100 мл. Суточная доза лекарственного настоя может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей больного (учитываются возраст, масса тела, характер заболевания, свойства назначенных растений и т. д.). Иногда настои трав раздражают слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта, вызывают изжогу, тошноту, ощущение тяжести в подложечной области. В таких случаях, кроме добавления в настой меда, киселя и других продуктов, нужно принимать их в течение 7-14 дней не до еды, а через 30 минут после еды. Затем переходят на обычный метод приема (до еды).
Лечение (или профилактика) чайными фитосборами длится 7-14 дней, но полезно напомнить, что они оказывают действие при длительном применении. Особенно это относится к лечению хронических заболеваний. Курс лечения обычно составляет от 1-3 месяцев до полугода; небольшие перерывы (10-14 дней) необходимо делать лишь через 2- 3 месяца лечения. Если больному трудно пить горькую жидкость, то в сбор можно добавить мяту, - она улучшает вкус настоя. Не рекомендуется прекращать прием лекарственных сборов раньше времени, - даже если больной почувствовал облегчение, которое может быть временным. На период лечения желательно исключить из пищевого рациона все жареное, острое, жирное, а также алкоголь и курение.


Копирование материалов сайта разрешено только со ссылкой на источник https://medklad.ru

appstappgoogl

скачать книги о народных методах лечения

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru Республика Татарстан - Каталог сайтов Каталог сайтов OpenLinks.RU
Россия - 2023
Яндекс маркет